Автономный режим: на водородной Toyota Mirai по Владивостоку

Автономный режим: на водородной Toyota Mirai по Владивостоку

Будущее (именно так переводится с японского слово «mirai») сквозь перманентный приморский туман выглядело так себе. Низенькое, диспропорциональное, с правым рулем и на узких летних шинах. Но было и очарование в этой приплюснутой ноздреватой машинке, очарование самурайской катаны, в плавных изгибах которой застыли совершенство и смерть. Да-да, совершенство технологий и грядущая их смерть под натиском еще большего совершенства. Начнем с последнего.

Эффект низкой базы
Концепция первого поколения Toyota Mirai фактически приговорила себя к харакири. Поначалу вроде все шло мажорно: очень осторожные прогнозы производителя наслаивались на всплеск покупательского интереса, особенно в Японии. Mirai реально стала самым продаваемым водородным автомобилем в истории планеты Земля. Но, как говорят маркетологи, «на эффекте низкой базы» любой результат будет оптимистичным. А потом что-то пошло не по плану: вау-эффект ослаб, продажи стали падать. Посмотрите график продаж в Америке и Европе.


Продажи Toyota Mirai в Северной Америке и Европе в 2015–2018 годах. В Америке за оптимистичным всплеском последовал ощутимый спад, а европейцы, кажется, вообще остались к Мираю равнодушны. Видимо, кое-что зависит и от цены: американцы могут купить эту модель за $58 500, а в Германии со всеми налогами цена только стартует с €78 600
Статистику по Японии с ходу найти не удалось, известно лишь, что там Mirai продается скромнее, чем в США, но «ровнее»: в 2019 году ежемесячно на учет встают 50–60 машин. А общее количество выпущенных экземпляров на декабрь 2019 года оценивается примерно в 9000. Очевидно, что за несколько оставшихся до нового года дней первоначальный тойотовский план по выпуску до 2020 года 30 000 водородных автомобилей выполнен быть не может. За первые три квартала 2019 года Toyota даже уступила Hyundai переходящее знамя лидера водородного рынка: Mirai за этот период разошелся в количестве 2200 экземпляров, а кроссовер Hyundai Nexo нашел 3843 покупателя.

Это еще не провал, но уже основание для оргвыводов. И японцы их сделали. В 2020 году нынешнюю Toyota Mirai сменит совсем другой автомобиль, концептуально отличный. Это будет заднеприводный почти-спорткар, который крупнее, мощнее и с еще более наглой внешностью.


Mirai Concept
Соответственно, машины первого поколения стремительно уйдут на вторичный рынок, который для водородных машин еще толком и не сформирован. Но кое-что уже продается. С пробегом в 45–50 тыс. км Мирай в Японии можно купить в пересчете на наши деньги примерно за 1,2 млн рублей.

Зачем российскому агрохолдингу японский автомобиль на водороде
Машина, ради которой стоило приехать во Владивосток, выпущена в 2015 году и накатала по Островам ровно 45 765 км. Причем с единственным частным владельцем, не в такси и не в лизинге. Купили ее на аукционе в Токио (цена на подобные экземпляры крутится вокруг $30 000) по заказу… из России! Одного восклицательного знака тут, конечно, маловато будет. Но это еще не все восклицательные знаки, припасенные нами: заказчик возжелал иметь сразу два подержанных Мирая! Поэтому в Россию их приехала пара, примерно в одинаковом состоянии и с похожим пробегом.

Кто этот ненормальный заказчик, зачем ему две Toyota Mirai в стране, где водородные заправки даже строить не начали? Доподлинно, увы, неизвестно. Ребята, которые привезли машины из Японии, говорят только, что заказчик — из Воронежа. В Москве компетентные люди уточняют: машины купила некая воронежская агрофирма, крупный производитель масел и майонеза. И что на дорогах они не появятся, так как приобретены в исследовательских целях. Стало быть, у нас сегодня «уникальная, эксклюзивная и все такое» возможность погонять на водородомобиле по дальневосточным сопкам. Водорода чуть больше половины бака. Шины летние. Номеров нет. Мечта идиота!

Без дна
Дром про Toyota Mirai уже писал в самом начале, как только машина появилась в продаже в Японии. Потом в других СМИ в избытке появились обзоры и тест-драйвы из Европы и Америки, их авторы все дивились сумасшедшей цене и непропорционально скромному «количеству автомобиля». Но таковы условия игры в экологическую сознательность: производитель дотирует водородомобили, но дотации не могут составлять 100%. Короче говоря, даже если бы себестоимость Toyota Mirai была на порядок ниже, ее все равно пришлось бы продавать дороже других автомобилей: бедный покупатель не может сработать как фактор престижа торговой марки. А водородомобили — это в чистом виде имиджевая затея, до окупаемости там — как до водородных АЗС в Урюпинске.

Но даже если не путать у себя в голове измерения «качества» и «престижа», Mirai внутри выглядит скромно. Ну Тойота и Тойота, обычно-пластмассовая, поскрипывает.


Один из немногих штрихов, призванных радовать глаз человека, привыкшего к «лакшери»: псевдокожаные вставки на панели приборов и на облицовках дверей. Не сказать, что ах-ах-ах!, но лучше гулкого пластика
Но, как и положено Тойоте, выпущенной для внутреннего рынка, — феноменально удобна. Простор как спереди, так и сзади для этого класса (наверное, это D-класс: 4,89 метра в длину при колесной базе 2,78 метра) отменный. И высокий тоннель с подлокотником сзади не воспринимается ограничивающим фактором, все равно любой пятый пассажир на заднем сиденьи современной легковушки — лишний. Тойота просто довела нежелание лицемерить до логического конца.


Mirai — машина строго четырехместная еще и потому, что у нее довольно высока собственная масса, 1850 кг. Нагрузки в виде пятого пассажира могут не выдержать тормоза и подвеска Приуса. По той же причине четырехместным заявлен и опытный электромобиль на базе Lada Vesta

Какой японский автомобиль без фальшфейера…

«Ручник» здесь — «ножник»

Подушки безопасности есть даже в задних стойках, в месте их примыкания к кузову. Интересно, как и куда они раскрываются…
Хотя, конечно, дело не в лицемерии. Это результат фантастически проведенных компоновочных работ. Если бы японцы брали готовый кузов и натягивали на него водородную энергоустановку с элементами электромобиля, то ничего бы они нормально не скомпоновали. А Toyota Mirai только по подвескам, рулевому управлению и кое-какому электрооборудованию повторяет «второй» Prius. Главная же компоновочная фишка — в отсутствии… днища! Во всяком случае, в привычном нам понимании (гусары, желающие продемонстрировать остроумие на словосочетании «отсутствие дна», могут поупражняться, нам не жалко).

Автоновости